Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рынки факторов производства являются особым видом рынка в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовой продукции и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители то-варов и услуг являются покупателями, на факторных рынках фирмы являются покупателями рабо-чей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах: денежной, производи-тельной, ссудный или фиктивный капитал (капитал, представленный в форме ценных бумаг).
Условия, формирующие спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от типа конкуренции, доминирующей на том или ином рынке. В данной статье рассматривается конкурентный рынок факторов производства.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как продуктов имеют свою специфику. Во–первых, они ограничены и редки, то есть их имеется определенное количе-ство. В то же время, некоторые из них могут быть воспроизведены, другие являются исчерпаемы-ми, невоспроизводимыми. Во–вторых, факторы производства являются взаимозаменяемыми, то есть отсутствие или ограниченное количество одного фактора может быть компенсировано путем использования большего количества другого. Например, при отсутствии технологий будет исполь-зоваться больше ручного труда. В–третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один из них обязательно дополняет другой и предполагает их единственное совместное, одновременное использование, отсутствие какого–либо фактора приводит к остановке производственного процес-са.
Объектом исследования является рынок фактором производства.
Предметом исследования являются особенности функционирования рынков факторов производ-ства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать со-стояние современных факторов рынка.
Для достижения этой цели в каждой части этой работы были поставлены определенные задачи, суть которых изложена ниже:
– рассмотреть понятие факторов производства;
– изучить общую характеристику факторных рынков;
– проанализировать рынок труда России;
– проанализировать рынок земли России;
– проанализировать финансовый рынок России;
– рассмотреть проблемы и перспективы развития современного рынка России.
– проанализировать текущее состояние рынка факторов производства.
При написании работы использовались материалы учебников, специальной литературы (научные публикации), публикации в специализированных периодических изданиях и интернет–ресурсы.
В данной работе были использованы графические и аналитические методы исследования.
1. Общая характеристика факторов производства и факторных рынков
1.1 Понятие факторов производства
В Отечественной экономической литературе факторы производства трактуют в узком и широком смысле слова. В узком значении под факторами производства понимают производительные силы общества; специфическое научное понятие, применяемое во многих экономических теориях. В широком значении под факторами производства понимаются любые элементы системы производ-ства, любые явления (процессы), влияющие на производство.
А.И. Добрынин понимает под факторами производства элемент или объект, оказывающий решаю-щее воздействие на возможность и результативность производства [4; с. 118]. В.И. Семёнов считает факторами производства основные производственные составляющие [21; с. 62]. Хотя представлен-ное определение не вполне отражает сущность экономической категории – «факторы производ-ства».
Итак, можно дать определение категории факторов производства. Факторы производства – важ-нейшие функциональные составляющие производства, успешное взаимодействие которых приво-дит к выпуску продукции с заданными характеристиками, а также к результативному существова-нию организации во внешней среде.
При возникновении вопроса о том, что необходимо производить в первый ряд выдвигаются ресур-сы и факторы производства, наряду с маркетинговыми аспектами. Естественным является процесс, когда производитель отдает предпочтение таким товарам или услугам, которые пользуются боль-шим спросом у покупателей. Это далеко не единственный факт, на котором базируется все произ-водство [16; с.31].
Для успешного производства необходимы ресурсы. Например, земельные ресурсы как земельный участок для выращивания урожая. Многие страны в силу ограниченности территории не могут успешно заниматься развитием сельского хозяйства. В таких странах существует постоянный спрос на сельскохозяйственную продукцию. Из вышесказанного следует сделать вывод, что для успешно-го производства необходимы ресурсы или факторы производства.
Под таким фактором производства, как земля, понимается не только участки земли, но также дру-гие природно-сырьевые ресурсы. Земля имеет две основные характеристики. Первое – это ресур-сы, созданы без человеческого вмешательства, такие как нефть, газ, золото и платина – все, что че-ловек добывает на нашей планете. Второе – минеральные ресурсы, которые используются в про-цессе создания товаров или услуг, при условии точного знания их применения [11; с.18].
Труд или трудовые ресурсы – это усилия людей, использованные в процессе производства. Учите-ля, пилоты, адвокаты, рабочие, врачи и менеджеры компаний являются рабочей силой. Люди, временно не имеющие работу, но имеющие желание трудиться, также включены в этот фактор.
Бывает квалифицированная и неквалифицированная рабочая сила. Развитые страны по большей части используют квалифицированную рабочую силу. Это складывается из желания самого работ-ника обладать знаниями и высоким профессионализмом, следовательно получать более высокую заработную плату, а также государственную политику, направленную на улучшение качества трез-вых ресурсов, так как это влияет на уровень развитости экономики.
В США, Германии и Японии большую часть занимают наукоемкие производства, на которых требу-ются настоящие профессионалы. Знания и умения, которые были получены в результате обучения, переобучения или накопленного опыта и использованы при производстве, носят название челове-ческого капитала [3; с.41].
Такой фактор производства как капитал является довольно обширным понятием и включает маши-ны, здания, финансовые ресурсы (ценные бумаги и денежные средства), технику, транспорт, про-граммное обеспечение и т.п. Также данная категория включает в себя такие нематериальные объ-екты как интеллектуальная собственность. Например, авторское право или патент на изобретение. Бренды, известные по всему миру стоят миллиарды долларов, при этом, не обладая физической формой.
Для того чтобы называться капиталом, фактор производства должен обладать двумя свойствами:
– во-первых, быть продуктом разумной человеческой деятельности;
– во-вторых, этот фактор производства должен быть использован при произведении иных товаров и услуг, чтобы считаться капиталом.
Денежные средства – это не форма капитала, так как они не используются в производстве напря-мую. При помощи денег бизнес приобретает сырье и другие материалы, оплачивает заработную плату, рекламирует себя [8; с.24].
Заниматься предпринимательской деятельностью могут далеко не все люди. Для предпринимате-ля необходимы определенные качества, знания и таланты, которые носят название предпринима-тельских способностей. Это на самом деле так, потому что это не просто – объединить несколько факторов производства в одну систему, приносящую прибыль. Именно предприниматели двигают прогресс. При этом их главной целью является получение прибыли.
Такие факторы производства как время, технологии и информация были выделены экономистами несколько лет назад. При производстве, время, является важным фактором. Оно непосредственно оказывает слияние на конечную стоимость продукта и прибыль. Япония добилась больших успехов в сокращении времени производства. Менеджмент в Японии является образцом для подражания и вошел в учебники по менеджменту. Японцы максимально полезно стараются использовать работу своих машин. Вместе с философией качества это дает прекрасные результаты, которые пользуются спросом на международном рынке [4; с.38].
Информация, очень важный фактор производства, так как имеет большое значение и широкое рас-пространение. Сегодня информационные технологии используются во всех сферах человеческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Маркетинг, 2018 – 366 с.
2. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: Дело и сервис, 2017– 512 с.
3. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. /М., 2018 г.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Зна-ние» России. Центральный институт непрерывного образования 2019. – 478 с.
5. Гаврилов С., Рылов М., Страшко В., Шмакова И, Инновационный потенциал ускоренного развития страны, 2018, Экономист, № 3, С.–51–59.
6. Гаврилов С.А. Инновационная экономика в России в условиях глобализации и открытого об-щества // Инновационные технологии, 2017 – № 22– 54 с.
7. Гусаров Ю.В., Управление: динамика неравновесности, М., Экономика, 2017– 182 с.
8. Иваницкий В.П., Решетников А.И. Финансовый рынок: традиционные и новые подходы к анализу сущности // Известия УрГЭУ. – 2018. №3 (15) – 98 с.
9. Иноземцева Е.Ю., Костин М.Д., Удалов А.А. Анализ формирования инвестиционного порт-феля экономического субъекта // NovaInfo.ru. – 2017. Т. 4. №46. –314 с.
10. Караваева Е. В. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка // Изве-стия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2018. №60 – 294 с.
11. Кириллов Н., Инновационная депрессия. Современные проблемы развития отечественной экономики, Финансовый контроль, 2019, № 12 – 76 с.
12. Козырева А., В краю удивительного рыночного утопизма, Финансовый контроль, 2018, № 12– 56 с.
13. Кондратьев А., Малютин А., Герасимова А., Осторожно: наука. Создание высокотехнологи-ческого бизнеса в России идет без участия государства, Forbes, 2018, № 4 – 93 с.
14. Костин М.Д., Удалов А.А. Интеграционная политика стран БРИКС: механизмы создания ва-лютно–финансового союза // Инновационная наука. – 2017. №7–1 (7).– 109 с.
15. Маковецкий М.Ю. Место и роль финансового рынка в инвестиционном обеспечении эконо-мического роста // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2017. №3 – 118 с.
16. Маковецкий М.Ю. Современные тенденции развития мирового финансового рынка // ОНВ. – 2018. №4 (131). – 196 с.
17. Минлигареева С.А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. – 2017. №6 (6) – 198 с.
18. Несмеянова Н.А., Толкачева С.Е., Удалов А.А. Некоторые проблемы формирования благо-приятного климата для иностранных инвестиций // NovaInfo.ru. – 2018. Т. 2. № 45. – 311 с.
19. Орлова Н. В. Финансовый рынок – элемент воспроизводственной структуры // Вестник СГТУ. – 2017. №1 (44) – 317 с.
20. Цику Б.Х. Проблемы развития финансового рынка современной России // Вестник Адыгей-ского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2018. №1 (115) – 192 с.
21. Янов В.В. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. – М. : КНОРУС, 2018. – 424 с.
22. Янов В.В. Финансовые рынки и институты : учебное пособие / В.В. Янов, Е.Ю. Иноземцева. – М. : КНОРУС, 2017. – 352 с.
23. Учебно–методические материалы. Экономическая теория [Электронный ресурс] / Тема 6. Рынки ресурсов –: www.std72.ru (дата обращения 20.05.2019 г.).
24. Современная экономическая теория [Электронный ресурс] / Рынок экономических ресур-сов: сущность, значение и особенности // modern–econ.ru. (дата обращения 21.05.2019 г.).
25. Совершенная конкуренция и эффективность // http://modern–econ.ru/ (дата обращения 21.05.2019 г.).
26. Проведение анализа рынка // http://memosales.ru/planirovanie/issledovanie-rynka-kak-bazovaya-strategiya-biznesa (дата обращения 20.05.2019 г.)
27. Аналитика финансовых рынков // https://glob-finance.ru/blog/Chto_obeshchayet_investoram_2019_god (дата обращения 20.05.2019 г.)
28. Рынок труда: итоги 2018 г. и прогнозы на 2019 г. // https://www.rabota.ru/articles/career/rynok-truda-itogi-2018-goda-i-prognozy-na-2019-5234 (дата об-ращения 20.05.2019 г.)
29. Рынок труда 2019 // https://www.kuban.kp.ru/daily/26921/3968772/ (дата обращения 21.05.2019 г.)
30. Обзор рынка земли 2019 // http://strahovkalux.ru/obzor-zemelnogo-rynka-2018-87434/ (дата обращения 21.05.2019 г.)